Меню сайта

Статистика сайта
Зарегистрировано на сайте:

Всего: 489
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Пользователей всего 432
Проверенных: 5
Модераторов: 0
Админов: 4
Из них:
Парней: 471
Девушек: 18
Пользователи на сайте

Главная » Статьи » Снаряжение, эхолоты и пр. » Лодки, моторы

Категории статей
Лодки, моторы [2]
Навигация, эхолоты [4]
Снасти, снаряжение [0]
Выбор мотора для троллинга

Как правило, при выборе мотора для троллинга перед Нами встают две задачи — с одной стороны, мотор должен уверенно выводить лодку на глиссирование, с другой стороны, мотор должен обеспечивать приемлемую скорость троллинга — обычно 2-5 км/ч.

Режим глиссирования необходим Вам для сокращения времени поиска перспективных мест.

Скорость лодки при троллинге — один из наиболее часто задаваемых вопросов. Причём ответ на него не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, повышение скорости проводки стимулирует рыбу к хватке. Ещё один важный момент, на который следует обращать внимание при выборе скорости троллинга — характер игры воблера. Например, глубоководный дайвер начинает довольно интенсивно колебаться при минимальной скорости проводки, а чтобы «завести» легендарный SSR-14, требуется немного прибавить скорости. Вместе с тем, желательно, чтобы минимальная скорость, которую обеспечивал бы Ваш мотор, достигала величин 2,5-3 км/ч. Это нужно, например, если Вы идёте по ветру, вода холодная и вялая рыба не желает устраивать гонки за быстро идущим воблером. Или ещё пример, Вы облавливаете троллингом речную яму и хотите зависнуть над ней или провести воблер галсами с очень медленной скоростью. К сожалению, точной методики расчёта минимальной скорости судна в режиме троллинга не существует, т.к. сильное влияние на её величину оказывает сопротивление лодки. Как правило, если не ставить на лодку максимально мощный мотор, в большинстве случаев удаётся достичь нужной Вам скорости. Поступить можно следующим образом. Сначала определитесь с минимальной мощностью мотора, которая нам необходима. Практика показывает, что для вывода лодки с плоскодонными обводами на глиссирование на каждые 25-30 кг веса необходима 1 л.с. мощности мотора. Например, с надувной лодки длиной 4,2 м и массой около 100 кг. планируется ловить вдвоём, изредка втроём (даже в такой лодке при ловле втроём начинает ощущаться дискомфорт). При массе человека в 90 кг Вам понадобится мотор с минимальной мощностью (100+90*3)/30 = 12 л.с. Следовательно, мотора 15 л.с. Вам с небольшим запасом хватит для вывода лодки на глиссирование. Максимально возможный мотор на данную лодку согласно данным производителя — 30 л.с. Именно в этой вилке мощностей Вам и предстоит сделать свой выбор. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что для надувных лодок 3,6-4,2 м оптимальным мотором на надувную лодку для троллинга будет мотор мощностью 15 л.с. Обосновывая этот вывод, напомним, что надувные лодки не рассчитаны на жёсткие условия эксплуатации, независимо от их производителя. Троллинг как правило всегда подразумевает ловлю на большой воде, которая, как нетрудно догадаться, очень редко бывает спокойной. Единственный плюс, который Вы извлечете из применения более мощного мотора — большая скорость. Езда на плоскодонной надувной лодке на высоких скоростях (более 30 км/ч), а именно к такому классу она и принадлежит, в условиях даже небольшого волнения — процедура крайне утомительная и неприятная. Всё-таки надувная лодка — конструкция не жёсткая, удары волн в ней гасятся упругими деформациями баллонов и стрингеров, применяя мощный мотор очень легко не заметить ту грань, за которой начнётся разрушение конструкции. К фатальным последствиям это, конечно, не приведёт, тем не менее лодка потребует ремонта. Дальше начинаются одни минусы, как то: больший вес, больший расход топлива, большая цена. Окончательный выбор за Вами, но вот то, чего точно не нужно делать, это устанавливать на надувную лодку мотор максимально допустимой мощности. Как правило, все производители ПВХ лодок в погоне за покупателем завышают максимально допустимую мощность двигателя. По крайней мере, мотор мощностью 25 л.с. на лодку 3,6-3,8 м — явный перебор.

Для корпусной мотолодки определение вилки мощностей осуществляется примерно по такой же методе, только делить лучше не на 30, а на 20, т.к. они, как правило, более килеваты и для выхода на глиссирование потребуют несколько большей мощности мотора. Для примера определите мощность мотора для мотолодки «Воронеж». Её масса 150 кг. Для троих человек по 90 кг минимальная мощность для выхода лодки на глиссирование составит (150+3*90)/20 = 21 л.с. С небольшим запасом возьмём 25 л.с. Следует ещё раз упомянуть, что управлять длительное время румпельными моторами мощностью 25 л.с. и более довольно утомительно, поэтому на корпусную лодку рекомендуется установить дистанционное управление мотором.

Когда речь идет о мощности мотора, следует отдавать себе отчёт, что эта цифра полностью не определяет всех его характеристик. Например Mercury-10 и Tohatsu-9,8 при кажущейся одинаковой мощности — два абсолютно разных мотора по скоростным и тяговым параметрам. Чтобы внести полную ясность, в дальнейшем моторы будем делить не по мощности, а по объёму двигателя. При этом речь пока будем идти о двухтактных моторах. Итак, под 5-ти сильными моторами будем понимать моторы с рабочим объёмом двигателя порядка 100 куб.см, под 8-ми сильными — 160 куб.см, под 15-ти сильными — 250-260 куб.см, под 25-ти сильными — 400 куб.см, под 30-ти сильными — 500 куб.см соответственно. Именно такая «линейка» объёмов принята ведущими производителями моторов. Следует учитывать, что так называемые «переходные» модели имеют те же объёмы и по своим потребительским качествам очень близки к одноклассникам. Так, вышеупомянутый Т-9,8 очень близок к Т-8, т.к. имеет объём 169 куб.см, а М-10 очень близок к М-15, их объёмы одинаковы и составляют 262 куб.см, хотя в «мощности» они разнятся в 1,5 раза. Отчасти этот, казалось бы, удивительный факт отражается и в цене. Цены на М-10 и М-15 практически одинаковы, и уж никак не разнятся в 1,5 раза.

Итак, после всего вышесказанного, с мощностью (объёмом) мотора Вы определились. Осталось выбрать конкретную модель. В плане надёжности лидирующие позиции занимают японские и американские моторы. Как правило, все они гарантируют примерно одинаковый моторесурс в 2000 часов. Это довольно большой ресурс. Так, пробег автомобиля за 2000 часов составляет примерно 120000 км. Учитывая, что за румпелем Вы проводите гораздо меньше времени, чем за рулём, такого ресурса хватит на много лет. Выбор конкретной марки обычно делается исходя из личных пристрастий, цены, технических характеристик мотора (например, вес), наличия сервиса или дополнительных опций, обеспечивающих комфорт. Ещё один тонкий нюанс, который стоит учитывать при выборе мотора — наличие у дилера на складе запчастей и расходных материалов, как то: масла, свечей, гребных винтов, сальников редуктора, крыльчаток помпы охлаждения. Если сроки поставки запчастей — более одного месяца, можно на всю навигацию остаться без мотора в случае выхода его из строя (например, Вы ударили редуктором по камню и он требует замены).

Как Вы, наверное, заметили, пока не было речи о четырёхтактных моторах. Бытует мнение, что именно они наиболее подходят для троллинга. Попробуйте понять, какие плюсы и минусы Вы получите, используя четырёхтактник. В двухтактном моторе фаза выпуска отработавшей и впуска свежей рабочей смеси совмещены. Причём отработавшая смесь (или попросту выхлопные газы) вытесняется из цилиндра потоком свежей. Ввиду невозможности полностью вытеснить отработавшую смесь и избежать выбросов свежей её порции через выхлопное окно цилиндра, эффективность процесса сгорания в двухтактном моторе ниже, чем в четырёхтактном. Это приводит к повышенному расходу топлива, падению КПД рабочего такта, увеличению вредных выбросов в выхлопе. Но так как двухтактном моторе рабочий такт осуществляется в два раза чаще, литровая мощность двухтактника как правило выше, чем у четырёхтактника. По этой причине, а также из-за отсутствия деталей газораспределительного механизма, двухтактные двигатели легче четырёхтактных той же мощности и проще в обслуживании. Отдельного упоминания заслуживает вопрос вибраций. В любом двигателе вибрация максимальна на частотах, кратных частоте вращения коленвала. Наибольший вклад в общую вибрацию вносят первая и вторая гармоники, именно с ними и ведут борьбу. Как правило, все маломощные четырёхтактники выполняются по двухцилиндровой схеме. Чтобы обеспечить равномерность вспышек, поршни в них движутся синфазно, в отличие от двухтактника, где поршни движутся в противофазах. Не вдаваясь в теорию вибрации, можно сказать только, что такой мотор ничем не отличается от одноцилиндрового, самого вибронагруженного из всех моторов. Поэтому в конструкцию четырёхтактника вводят дополнительные балансировочные валы, чтобы уменьшить первую виброгармонику. Как нетрудно догадаться, это ещё более удорожает конструкцию и увеличивает стоимость и вес такого мотора. Поэтому двухцилиндровые четырёхтактные моторы не имеют очевидных плюсов перед двухтактными. В основном производители вынуждены выпускать их из-за ужесточающихся с каждым годом в развитых странах экологических норм. Итак, вот те плюсы, которые Вы получите от использования четырёхтактного мотора: более высокая экономичность (примерно на 20 процентов), более чистый выхлоп (особенно это заметно для водителя), нет необходимости смешивать бензин с маслом, больший моторесурс. А вот минусы: на 20-30 процентов больше вес и цена, необходимость транспортировки только на одном боку для предотвращения вытекания масла из картера, более дорогое обслуживание. В заключение можно добавить, что при использовании рекомендованного производителем масла двухтактный мотор работает на холостых оборотах сколь угодно долго. Но, разумеется, что окончательный выбор типа мотора как всегда остаётся за Вами. Как правило, всё сервисное обслуживание импортных моторов сводится к ежегодной замене масла в редукторе. Лучше это делать осенью, после окончания навигации, чтобы в случае попадания воды в редуктор уменьшить влияние корррозии, да и времени на замену сальника редуктора у Вас будет с избытком. Также производитель рекомендует раз в три года заменять крыльчатку водяной помпы. Не следует этим пренебрегать, т.к. выход её из строя грозит фатальными последствиями для всего мотора. Отправляясь в плавание, не забывайте привязывать мотор к транцу, как это указано в инструкции. Случаи срыва его с транца не так уж и редки. С собой желательно взять набор ключей, входящий в комплект мотора, запасной винт и запасную свечу зажигания. Отдельного упоминания заслуживает вопрос пропорции масла, заливаемого в бензин двухтактного двигателя. Как правило, производители рекомендуют смешивать масло с бензином в пропорции 1:100. Для большинства наших сограждан, воспитанных на советской технике, такое количество масла кажется настолько маленьким, что создаётся такое ощущение, будто мотор заставляют держать на голодном пайке. Некоторые утверждают, что такая пропорция масла была принята под воздействием «зелёных» с целью уменьшить вредность выхлопа и негативно сказывается на ресурсе мотора. В общем, можно разделить их мнение и мешать масло в пропорции 1:50, на работу двигателя это не оказывает никакого влияния, если используется масло, рекомендованное заводом-изготовителем. Правда запах выхлопа от этого лучше не становится.

Пожалуй, это всё, что Вам нужно знать о бензиновых моторах для троллинга.

 

В заключение скажем пару слов об электромоторах. Вопрос этот диссонирует с вопросом соблюдения тишины на рыбалке. С детства все приучены, что её соблюдение — один из залогов успешной рыбалки. Тем удивительнее оказывается тот факт, что вопреки представлению рыба не только не шарахается в стороны от работающего мотора, но и хватает Вашу приманку. Как показывает опыт, большинство пресноводных хищников не пугает звук работающего мотора, тем более что современные бензиновые моторы на холостых оборотах работают довольно тихо. Использование электромотора лишает Вас одного из главных преимуществ троллинга — оперативного простора и широты поиска, поэтому его использование не даст Вам практически никаких плюсов.

 

Если этап выбора и покупки мотора успешно пройден, Вас можно поздравить – осталось совсем чуть-чуть, чтобы окунуться в увлекательный мир троллинга.

 

Категория: Лодки, моторы | Добавил: Андрей (24.06.2009)
Просмотров: 4779 | Рейтинг: 3.0/3 |
Форма входа

Поиск

Последние 10 статей
Окуневый поводок
Дата добавления: 26.11.2012
Коряги против джига
Дата добавления: 26.11.2012
Атака на коряги-2. Флиппинговый джиг
Дата добавления: 12.10.2012
Большие щуки в холодной воде
Дата добавления: 12.10.2012
На бетонках.
Дата добавления: 12.10.2012
По вкусу окуня.
Дата добавления: 12.10.2012
ТОПВОТЕРЫ И «БЕЛЫЙ» ХИЩНИК.
Дата добавления: 12.10.2012
Ловля карпа на длинный и сверхдлинный поводок!
Дата добавления: 02.08.2012
Короткие рыболовные сессии. Теория и практика.
Дата добавления: 02.08.2012
Как открыть сезон, или весеннее буйство белого хищника.
Дата добавления: 28.04.2012

Яндекс.Погода
[Наверх страницы][На главную]


Сайт управляется системой uCoz
2009 © Федерация спортивного и любительского рыболовства Липецкой области. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только с письменного согласия ООО "В любую погоду".